Маленьким мальчиком ходил я с товарищами от хаты к хате, напевая колядки… Пречистая Дева Мария и сам Господь представлялись мне как живые люди, одетые в наши гуцульские байбараки и кожухи. Только имели они чудодейственную силу и хотели, чтобы все люди были счастливыми и добрыми. Колядка учила меня верить в справедливость и показывала, что мир очень хороший. Сегодня наш народ возвращается к золотым праздникам украинского Рождества. Учитесь и вы колядовать – это поможет вам войти в мир красоты и духовного счастья.
79 слов (По Д.Павлычко)
Вышивать любила ещё мать. А я научилась возле неё. Песней бегут и бегут нежные, приглушённые цвета. А собьёшься на ниточку, и не выходит уже. И как она укладывалась человеку на душу такая музыка: «прутик», «ляховка», «крестик», «соловьиные глаза», «обманка»… Ты считаешь про себя в памяти, ещё и поёшь, заплетаешь песню в мережку. Три ниточки положишь… И празднично, и на душе хорошо. Даже чародей-мороз не нарисует такие узоры.
68 слов (По А. Дмитренко)
Вышел я на середину широкого, покрытого зеленой муравой двора и посмотрел вокруг себя. И во сне не видал я безобразно-оригинальнее здания, какое увидел теперь наяву. Ни тени стройности! Ни малейшей симметрии! Двух окон во всем здании нет одной величины. Во всем здании какое-то умышленное безобразное разнообразие. Окна, двери, крыши, трубы – все ссорилось между собою. Из-за какого-то сарая с круглым окном и шестиугольной дверью выглядывали три старых вяза…
63 слова Т.Г.Шевченко «Прогулка с удовольствием
и не без морали»
В Верхней Хортице стоит до сих пор могучий запорожский дуб, о котором существует много пересказов и легенд. Это один из самых старых дубов в Украине: ему уже больше семи веков. Ещё во времена Богдана Хмельницкого этому дубу было четыреста лет. Дуб-великан вынес все испытания времени, сохранил до глубокой старости свою силу и чудесную красоту. Могучая крона этого дуба состоит из восемнадцати огромных веток, периметр кроны – сто два метра.
69 слов (По И.Шаповалу)
Монастырская тишина похожа на раннее утро в августе, прозрачное, исполненное солнца и тихой грусти. Она пахнет астрами и сеном, чуть вибрирует воспоминанием колокольного гула. Дорога вьется среди зеленых рощиц и золотых хлебных полей. Речка Удай сияет бликами. Переедешь узенький мостик – и уже видны купола Густинского Свято-Троицкого монастыря. Ворота гостеприимно распахнуты. За ними дышит прохладой тенистое монастырское подворье. Пятна света на чисто выметенных дорожках, белоснежные стены храмов…
68 слов Е.Романенко
Внутренность хаты, как и наружность ее, напоминала Малороссию. Стены вымазаны белой, а пол желтой глиной и усыпан ароматными травами. Вокруг стен чистые широкие дубовые лавы. А перед образом всех скорбящих матери теплилась лампада и стоял аналой, покрытый чистым белым, с широкою бахромою полотенцем. На аналое лежала книга, с виду похожая на псалтырь.
- Прошу, садитесь, дорогой мой гость!
Я сел и стал внимательнее рассматривать комнату, или, лучше сказать, любоваться ею.
68 слов Т.Г.Шевченко
Родной дом, родное гнездо – так в народе называют отчий дом как особенное место для человека, а тем более для ребёнка. Великий украинский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Тяжело выразить словами то особенное, светлое что-то, что рождается в нашей душе, когда мы вспоминаем тепло родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то сердечные связи с тем родом, из которого мы вышли».
62 слова (По Л.А.Гавриленко)
Сжав ниву, мать собирала первый пучок колосьев. Брала туда рожь, пшеницу, овёс – что было на ниве. Делала цветок, перевязывала его красной лентой и ставила в углу. Этот цветок у нас назывался «коляда» и должен был стоять до Рождества. А потом зерно мяли и сеяли с новым посевом. Это означало бессмертие, непрерывность жизни в природе.
Работа во время жатвы сопровождалась песнями. В этих песнях прославляли ниву, величали хозяев и жнецов.
69 слов (По Л.И.Иванниковой)
Очарованные, останавливаются посетители. Но не прекращает своего вековечного движения гончарный круг. Комок сероватой глины в чувственных руках набирает неопределённую ещё, невыразительную форму, и за мгновение это уже не глина, пузатый горшок или утончённый кувшин.
- Словно живая, - перехватывается чьё-то дыхание.
- А она и есть живая, - произносит гончар.
После этих слов оставляет работу мастерица, откладывает ножницы, улыбается себе и опять берётся за вырезание.
61 слово (Из журнала)
На Ивана Купала расцветает диво-папоротник. Около полуночи из широких листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, ровно в полночь разрывается с треском, и взорам предстает ярко-огненный цветок. Невидимая рука срывает его, а человеку почти никогда не удается сделать это. Согласно народным поверьям, тот, кто отыщет цвет папоротника и сумеет овладеть им, приобретает власть повелевать всем: он узнает, где зарыты клады, ему не страшны жестокие правители, и нечистые духи будут ему служить. Ищи цвет папоротника.
80 слов Е.Кирилленко
Во время самой нежной моей юности (мне было тогда 13 лет) я чумаковал тогда с покойником отцом. Выезжали мы из Гуляйполя. Я сидел на возе и смотрел не на Новомиргород, лежащий в долине над Тикичем, а на степь, лежащую за Тикичем. Смотрел и думал (а что я тогда думал, то разгадает только один бог). Вот мы взяли соб, перешли вброд Тикич, поднялись на гору. Смотрю - опять степь, степь широкая, беспредельная. Только чуть мреет влево что-то похожее на лесок. Я спрашиваю отца, что это виднеется.
77 слов Т.Г.Шевченко
Казаками сначала называли свободных воинов, которые по своему желанию ходили в степь за добычей или поступали на службу к какому-нибудь князю или царю Московскому. Были казаки христианские и татарские. Были целые сёла казацкие, особенно на юге Украины и Московщины.
…Богатые и вельможные паны в Украине и Белой Руси, которые владели огромными полями на нашей Украине, с удовольствием подговаривали казаков, чтобы вместе охранять земли свои от татар, ходить самим на татар, отбивать у них пленных, табуны и другую добычу.
77 слов (По Н.Драгоманову )
Во время самой нежной моей юности (мне было тогда 13 лет) я чумаковал тогда с покойником отцом. Выезжали мы из Гуляйполя. Я сидел на возе и смотрел не на Новомиргород, лежащий в долине над Тикичем, а на степь, лежащую за Тикичем. Смотрел и думал (а что я тогда думал, то разгадает только один бог). Вот мы взяли соб, перешли вброд Тикич, поднялись на гору. Смотрю - опять степь, степь широкая, беспредельная. Только чуть мреет влево что-то похожее на лесок. Я спрашиваю отца, что это видно.
78 слов Т.Г.Шевченко
Чумаками называли украинцев, которые ходили со своими волами и возами за рыбой и солью в Крым и на Дон. Отправляясь чумаковать, они обычно надевали рубаху и шаровары, опущенные в дёготь, и оставались в них весь путь. Это делалось сначала от чумы, отсюда будто происходит и само название. Но вероятнее это название от татарского и у нас когда-то употребительного слова: чум – ковш. Чумачество издавна было одним из важнейших промыслов казаков.
69 слов (По М.Максимовичу)
Народные праздники и обряды – система исконной жизни украинцев с художественными образами, ритуальными песнями, избранным словом, музыкой, танцами… В обрядности сконцентрирован художественный опыт народа, постоянная сущая творческая сила духа, мировоззрение, что составляет его национальное лицо, самобытное искусство.
Праздники в честь Солнца – основные в традиционной культуре. Неугасимое светило было в жизни хлебопашца необыкновенно важным жизнеутверждающим источником. Оно давало урожай «ржи, пшеницы и всякой пашницы», определяло и время года, и труд, и ритм бытия.
71 слово (По Г.К.Дмитренко)
На Маковея собирают люди мак, укроп, лук, чеснок, морковь, подсолнух, редьку, свеклу, ржаные колоски, пшеничные, да ещё всякое зелье и цветы… И это всё вяжут в один пучок и обвязывают маленьким платочком. И это непременно бывает в каждом доме. И тот собранный пучок называется «маковеем». Потом его несут в церковь отстоять службу. Приносят «маковеи» домой и задвигают за кол против солнца, чтобы высохли…
Когда заболит горло, то маквеево зелье очень помогает.
72 слова (По А.Крымскому)
Наше славянское письмо – знакомые и привычные буквы азбуки – прошло длительный путь, пока дошло до нас. Положил начало этому один очень древний народ – финикийцы, которые жили за 30 веков до нас. Их письмо одолжили и усовершенствовали древние греки. Славянский алфавит был составлен по образцу греческого. К 24 греческим буквам добавили ещё 19 букв. На наши украинские земли эта азбука пришла тысячу лет назад. Всё это время она менялась, пока не стала такой, какой мы сегодня и пользуемся.
79 слов ( По А.Ковалю)
«Лирическая песня – это душа народа, это безграничное поле, засеянное зёрнами истории и расцвеченное надеждами, это неизмеримая, поистине народная, любовь к своей Отчизне и ненависть к её врагам, это человеческое достоинство и человеческое страдание, и крик чайки над нелёгкой дорогой жизни, это чистые порывы к счастью и чистая слезинка на девичьих ресницах, это муки матерей на чужой земле и девственная вечерняя улыбка на губах невесты», - так образно и поэтично сказал о народной песне Украины выдающийся писатель, академик Михаил Стельмах.
Прикасаясь к народной песне, мы входим в безграничный мир мечты, надежды, устремлений человека, окунаемся в нелёгкую историю Украины, в традиции, обряды наших предков. Нет такого значительного события в жизни народа, нет ни одного человеческого чувства, которые не отзывались бы то грозной, то нежной струной кобзы, бандуры в песенной лирике. Наша песня – советчица человека, народная совесть и мораль. Украинская песня знаменита своей исключительной красотой, которая возникает из гармонического соединения слов и чарующей музыки.
152 слова (По Г.К.Дмитренко)
Недалеко от Ромодановского шляху, по правую сторону (едучи из Ромен), лежит широкая прекрасная долина, окруженная невысокими холмами, уставленными, как будто сторожками, столетними дубами, липами и ясенями; вдоль широкой долины извилисто вьется белой блестящей полосою Сула. По берегам ее стоят, распустив свои зеленые косы, старые вербы и бересты. Вдоль берега Сулы растянулось большее село, закрытое темными зелеными садами. Только кое-где из густой зелени прорезывается белое пятнышко – это белая хата с соломенною крышею. Таков вид всех почти сел в Малороссии, с большим или меньшим количеством ветряных мельниц. И как приветливо они машут своими крылами утомленному путнику, предлагая гостеприимный отдых в своих зеленых благоухающих садах.
Солнце близилось к горизонту и золотило своим желто-багровым светом и без того золотые, уставленные копнами поля благодатного села. Широкая долина покрылась прозрачным светло-фиолетовым туманом и спрятала прекрасную линию.
134 слова Т.Г.Шевченко
На улице уже потемнело. Горит купальский костёр. Парни и девушки перепрыгивают через огонь, а другие опять пошли в пляс – в длинных белых рубашках, босые, подпоясанные вербными галузками, на головах венки и в руках тоже венки с зажжёнными свечами. И деревце светится приветливыми огнями, маня взор. Никто не расходится, несмотря на позднее время: все ждут, когда по воде будут пускать венки с зажжёнными свечами, потому что это, действительно, удивительное событие, особенно, когда оно сопровождается такими песнями: «Ой, плыл веночек тихо по воде, сердечко девичье забрал с собой»…А огни всё сверкают на воде, словно перенося нас в сказочный, удивительный мир. «Ой, на Ивана, ой, на Купала» - слышно где-то вдали.
И пусть никто не верит уже в старые приметы, всё же поэзия народного праздника волнуют нас и теперь, напоминала временами про далёкое детство. А для того, чтобы эту поэзию почувствовать, совсем не обязательно готовить громоздкие сценарии с бесчисленными персонажами, включая фонограммы с шумными громкоговорителями, устраивать трескучие фейерверки и салюты, как кое-где практикуется. И не следует кричать на целый мир про пускание венков, потому что это дело интимное, которое не требует громкого афиширования. Потому и не следует сосредотачивать в одном месте много коллективов и участников – пусть они поют в разных местах, так будет лучше и для них и для слушателей.
129 слов (По Л.И.Ященко)
Характерная примета Ивана Купала – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Собранные в эту ночь травы считались лучшим лекарством. Их клали под купальскую росу, высушивали и сохраняли впрок. Травами лечились, окуривали больных, боролись с нечистью.
Считалось, что трава чернобыльник противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. В грозу наши предки бросали плакун-траву в печь, защищаясь таким способом от удара молнии. А злых духов отваживали крапивой, которой в этот день заставляли окна. С праздником Ивана Купала связано очень много народных примет. Например, если на Иванову ночь звездно – будет много грибов. Если гроза – орехи будут пустые. Если утром сильная роса – к урожаю огурцов.
Кроме того, купальский огонь сжигает все зло, нечистое, дает бодрость и силу.
118 слов Е.Кириллина
В самом конце тревожного XVI века странствовал по земле православный монах Иосаф. Жил и на Афонской горе, и в Киево-Печерской лавре, и в Межигорском монастыре, но всюду верил в свое предназначение – создать новую обитель. Небольшой островок на реке Удай, окруженный дремучим лесом, оказался подходящим для “монашеского жития и спасения”. Здесь построили деревянную церквушку, скромные кельи, ограду. А имя новая обитель получила по названию острова – Густынь. Постепенно она приобрела известность.
После начала антипольского восстания 1637-1638 годов монастырь обвинили в пособничестве бунтовщикам и полностью разрушили. Тогда и произошла история ставшая легендой: после отхода польского войска монахи нашли в лесу тела трех младенцев. Их похоронили возле одной из монастырских келий. Но вскоре настоятелю приснился сон, в котором невинно убиенные младенцы поведали о своей миссии покровительствовать монастырю. Нетленные тела праведников перенесли в Троицкую церковь.
Мир и тишину нарушали не только политические бури: трижды опустошительные пожары полностью уничтожали монастырь и всякий раз обитель возрождалась краше прежнего.
160 слов Е.Романенко
Свято-Троицкий собор, построенный в 1672 – 1676 годах на средства запорожского гетмана Ивана Самойловича, удивителен своими двухэтажными хорами, похожими на театральные ложи. А какие росписи когда-то украшали его стены! Они, к сожалению, до наших дней не сохранились, но сейчас белые стены дают возможность оценить высоту и открытость пространства, гениальную простоту литературного решения. В соборе хранится чудотворная икона Богоматери, называемая “Ярмарковою”. Происходит это странное название от того, что каждый год, 28 августа, под стенами Густинского монастыря проходит ярмарка. А перед ее началом икону выносят из храма и обходят с нею площадь. Этой традиции больше трехсот лет.
Одноэтажный храм Воскресения Господня с большим куполом строился как трапезный (1695 год). Еще одна густынская “жемчужина” – церковь Петра и Павла (1693-1708 год) – пятиглавый храм-красавец – сейчас реставрируется. Ожидает реставрации и дом настоятеля с небольшой церковью Великомученицы Варвары (1719 год).
Тенистые деревья, мягкий ковер зеленой травы, яркие пятна цветов… На подворье пустынно. Кажется, что покой и умиротворение – неотъемлемая часть этого места, но это впечатление обманчиво. За более чем четырехсотлетнюю историю тихая обитель пережила множество исторических бурь и катаклизмов. Хотите послушать?
194 слова Е.Романенко
Основание города относят к 1362 году, когда литовский князь Ольгерд подарил эти земли своему племяннику Кориатовичу. На высокой скале у реки появилась первая крепость. За 500 лет много воды утекло в Южном Буге: деревянное укрепление сожгли татары, скалу разрушили время и люди. А вот название Старый город существует и сейчас. В 1558 году городской центр перемещается на правый берег. Винница растет, становясь крупным центром с ремесленными цехами и шумными ярмарками. Через город проходили сразу два крупнейших шляха – Коломийский из Галичины и Черноморский из Киева. В конце 16 века Винница – центр Брацлавского воеводства – одного из самых больших в Украине, и самых неспокойных. Город то и дело потрясали народные восстания. В годы Освободительной войны украинского народа именно Винница подарила армии Богдана Хмельницкого непримиримого полковника Ивана Богуна. Винницкий полковник был одним из немногих, кто не смирился с разделом Украины на Правобережье и Гетманщину и погиб, сражаясь. Но Винница почти до конца 18 века оставалась в составе Польши. С 1796 года Винница становится уездным городом Российской империи. А ее архитектурный расцвет приходиться на начало века двадцатого.
181 слово Елена Романенко
Киево-Печерская лавра – первый и самый большой монастырь на Украине. Она первой в Российской империи получила свой титул. Здесь написана первая летопись, открыта первая больница (в XI веке), первая гостиница – странноприимница (в XII веке), написан первый в Европе куртуазный роман – “Сказание о Моисее Угрине”. В Лавре появился первый князь – монах Никола Святоша (начало XII века). В 1631 году здесь открыт первый гимназиум – учебное заведение с преподаванием латыни (тогда этот язык был международным). В Киево-Печерской лавре канонизирована треть всех православных святых. Ну и на протяжении веков монастырь принимал наибольшее количество паломников.
А какие чудесные легенды рассказывают о Лавре: если отпраздновать здесь Святое Воскресение Христово, то на вашем поле созреет щедрый урожай. Войдя в лаврские ворота, вы оставите за ними половину своих грехов. Съев в монастыре кусочек освященного пасхального кулича, на целый год обеспечите себе крепкое здоровье. И уж совсем удивительные: с помощью крашенного яйца, освященного в Лавре на Пасху, можно отыскать сокровище (впрочем, сокровища бывают разные…). Есть ли в этих утверждениях доля истины? Сходите в Лавру на Пасху – и узнаете точно.
174 слова Е.Романенко
Между городом Кременчугом и городом Ромнами лежит большая транспортная, или чумацкая, дорога, называемая Ромодановым шляхом.
Примечательна эта дорога тем, что, начиная от Ромен и до Кременчуга, не касается она на расстоянии 300 верст ни одного города, ни местечка, ни села, ни даже хутора. Лежит себе чистым, ровным, злачным полем. Только кой-где стоят корчмы с огромными стодолами и глубокими колодязями, построенными, собственно, для русских извозчиков, - наши чумаки никогда не останавливаются в корчмах. А по сторонам её часто встречаются земляные укрепления разной величины и формы, поросшие перием. Нередко виднеются и курганы, совершенно круглые, сажен 50 в диаметре. Есть и такие насыпи ( и это самые большие), которых и форму определить нельзя. Это валы разной величины и в разных направлениях. Думать надо, что форма этих шанцев впоследствии испорчена корыстолюбивым и любопытным потомством. Не помню, кто именно пробовал добывать селитру из Орельских земляных укреплений, или так называемой линии, построенной Петром Первым между Днепром и Доном, на берегу реки Орели. Но результаты оказались совсем неудовлетворительными.
Нужно еще прибавить, что все эти так называемые могилы имеют свои названия, как-то: Няньки, Мордачевы, Королевы и т.д.
216 слов Т.Г.Шевченко
Как свидетельствуют исторические источники, восточные славяне использовали символические знаки ещё в период родоплеменного строя на территории Украины. Это могли быть крест, квадрат, ромб, круг, позже – звёзды, цветы, оружие, звери, птицы.
Первое упоминание о знаках в летописях относится к X веку. Послы киевского князя Игоря (1912-1945) пери составлении договора с византийцами имели свои печатки, что сложило символом их полномочий.
Во времена Киевской Руси трезубец стаёт высококняжеским знаком. Его изображение известно из печати Святослава Игоревича (погиб 972 г.), где чётко проступает княжеский знак в виде «Ш» - трезубец, известный нам сегодня как знак Рюриковичей. К слову, впервые его так назвал известный историк Николай Карамзин.
Позже этот знак печатается на серебряных монетах великого князя киевского Владимира Святославовича (980-1015).
Существует около сорока версий о происхождении трезубца: трезубец как первобытное обожествлении рыбачьего снаряжение, позже как символ власти; это воплощение трёх природных стихий – воздуха, земли и воды; изображение атакующего сокола и т. д.
Интересные рассуждение по поводу объяснения значения трезубца высказал украинский историк Михаил Грушевский: «Из разных объяснений я считаю наиболее вероятным то, что это вершина булавы, или как называют французы, «начальничьей палицы», знаки власти старшины. Такие палицы – вещь очень старая, вершки или головки таких палец встречаются в находках каменного века, когда люди ещё не употребляли металлов. Из таких палец появились потом наши булавы, перначи, чеканы – знаки собственности разных старшин. Верх такого пернача представляет Владимиров знак…»
228 слов (По Т. М. Николаевой, Г. К. Дмитренко)
1. Город украинских гетманов. // Отдохни. – 2006. - №26. – С.48.
2. Жиганленко О. Куди ведеш, Чумацький Шлях. – Полтава: «Полтавський літератор», 1993. – 192с.
3. Ильченко А. Петербургская осень: Повесть. – Киев: «Радянська школа», 1988. – 256с.
4. Кириллина Е. Чудеса не Иванов день. // Единственная. – 2002.-№7.– С.6-7.
5. Романенко Е. Храм, из руин восставший. // Отдохни. – 2006. - №52. – С.50.
6. Романенко Е. Тихая Густынь. // Добрые советы. – 2003. - №8. – С.50-51.
7. Романенко Е. Винница – сочетание культуры и захолустья. // Отдохни. – 2006. - № 48. – С.48.
8. Романенко Е. Сияющий Синевир. // Лиза. – 2005. - №34. – С. 58-59.
9. Романенко Е. Лавра: живое сердце Киева. // Лиза. – 2003. - №18. – С. 42.
10. Уроки з народознавства: Посібник /Упоряд. М. К. Дмитренко, Г. К. Дмитренко. – К.: Ред. часопису «Народознавство», 1995. – 224с.
11. Шевченко Т. Г. Твори у п’яти томах. Том четвертий. Повісті. – Київ: «Дніпро», 1971. – 376с.
12. Шевченко Т. Г. Повести. – Киев: «Дніпро», 1986. – 456с.
Класс! Большое спасибо, вашей щедрости нет предела ;)
Возьму на заметку ваши диктанты для 7 класса.