Работая уже много лет с малышами, я постоянно ощущаю, что не все вопросы по речевому развитию решены или решаются.
Прежде всего выбираю стиль общения. Он должен быть уважительным и корректным. Нужна настоящая речь. Начинать надо не с монолога, а с диалога. Влиять, воздействовать на мотивы речи. Изучать потребности ребенка, насыщать их, создавать высшие, новые. Начать с главных вопросов: зачем говорить, что говорить и как говорить.
Речевая деятельность, как и любая другая, начинается с мотива: если говорить незачем, то человек молчит. Речь должна стать необходимой. У детей есть потребность в общении, но мы не умеем этим общением управлять . Внушаем ребятам, что они должны на уроке молчать и внимательно слушать учителя. Они подчиняются. Запретить проще всего.
Научить правильно говорить, научить грамотному общению на уроке – считаю это первостепенной задачей в своей работе.
Сколько фраз скажет ученик за урок? Чаще—ни одной.
Читаю и перечитываю , вдумываюсь в слова психолога Л. Выготского: « Мысль не выражается в слове, но совершается в слове.» Как глубоко и верно сказано. Дети в школе перегружены чаще всего ненужными сведениями. Школа призвана учить детей понимать то, что они знают. Особую роль должна играть информация, касающаяся сферы эмоций и чувств: развитие чувств, тренировка чувств. Наш разум получает «питание» из этой сферы. Когда ребенку есть что сказать и хочется поделиться своими мыслями, тогда и только тогда появляется желание оформить свою речь в соответствии с нормами—хочется, чтобы тебя поняли. Мы упорно требуем только полного ответа, где можно сказать лаконично, запрещаем говорить там, где надо всячески побуждать и поощрять. Уметь сказать коротко—это сложно. Но мы всегда требуем полного ответа.
Развитие речи—не столько накопление слов, увеличение их количества, сколько расширение лексических связей и отношений между словами и понятиями, которые они обозначают. Это, вероятно и есть увеличение валентности слов. От понимания текста мы переходим к пониманию подтекста. Собственно, я думаю, это и есть смысл обучения: научить понимать даже то, о чем не говорят, читать то. Что не написано. Перечитывание текста, пересказ на уроке чтения делает этот урок ( или часть его) скучным. Поэтому я включаю задания к тексту, требующие размышления, подключения жизненного опыта, пусть и небольшого, анализа главного смысла текста.Развивая речь ребенка, мы побуждаем его к самоанализу, самовоспитанию, рождению в себе новых чувств и переживаний.
Немыслимо учить детей без опоры на психологию. Я люблю вникать в такие вопросы, следить за развитием чувственной сферы детей.
Что больше всего мешает учителю вести урок? Шум, разговоры в классе, высказывание ответов с места, без дозволения. Первое мое побуждение—запретить. Но как же тогда развивать речь—молча? Стараюсь направлять речевую деятельность детей.
Во-первых, создавать ситуации, когда ребенку необходимо говорить вслух свои мысли. Начнем с проговаривания алгоритмов (по разным предметам). Такое проговаривание и есть начало думания. Работают три вида речи (по функциональным особенностям):
--что делаю (регулирующая речь)
--что сделал (анализирующая речь)
--что буду делать (планирующая речь)
Проговаривание – это регулятор деятельности. И вот в чем я убедилась: если задания по образцу ребенок выполняет молча, то есть ошибки. Как только проговаривает порядок своих действий, выполняет правильно. Да, некоторые дети пишут молча и без ошибок. Это так кажется. Ученые зарегистрировали у пишущего молча человека движения гортани и языка. Думать вслух—это первый шаг к созданию языковой среды. Я в своей работе практикую комментарий детьми своих действий . Дети должны постоянно слышать правильную разговорную речь, активно участвовать в ее создании. Использую такой вид заданий как создание вопросов к прочитанному. Это этап созревания « умных» вопросов, заглядывание в глубь явлений. Тон, стиль общения – как это важно.
Что касается письменной речи, почерка. Да, красота, красивость почерка – чудесность письма. Известно, что каллиграфия—искусство писать четким, ровным, разборчивым почерком. Но письмо ребенка зависит от привычки, от состояния нервной системы, удобна ли поза при письме, как держит ручку. Думаю, что к почерку можно выдвинуть достаточные требования: аккуратность, целесообразность, беглость и « вежливость» почерка. Наука любая красива своей целесообразностью. Так может стоит об этом подумать и поменять требования?
Меня волнуют и вопросы базы данных изучаемых языковых явлений. Хотелось бы помочь детям избавиться от бесконечной зубрежки. Укрупнение изучаемых языковых явлений, осознанное применение их, правильное обращение. Нужен, по-видимому, принципиально новый учебник по развитию речевых умений, где будут понятные упражнения с хорошими предложениями ,четкими заданиями по усвоению предлагаемых правил. Эмоционально окрашенные знания быстрее переходят в умения, не только усваиваются, но и образно говоря присваиваются. Этот вопрос уже в области творчества учителя – преподнести и раскрыть изучаемое. Мышление начинается с противоречия, конфликта. Значит, надо создавать такие ситуации.
Ставлю перед собой задачу: развивать интонационную гибкость и выразительность речи, больше давать времени и возможности учащимся на их собственные высказывания, тактично корректируя их.