Користувацький вхід

Семінар-практикум "Дитина у віртуальному світі. Вплив цифрових технологій на психічний розвиток дитини"

Зареєструйтесь,
щоб мати можливість переглядати всі сторінки та файли,
публікувати власні матеріали, отримувати сертифікати.


0

Цель: ознакомить практических психологов дошкольных учреждений с особенностями влияния современных цифровых технологий на психическое развитие ребенка, определить положительные и отрицательные стороны влияния на формирование личности ребенка. Дать возможность разработать алгоритм психологического сопровождения детей, у которых наблюдаются изменения в эмоциональной и поведенческой сферах в следствии неправильного использования цифровых технологий в повседневной жизни. Составить рекомендации для родителей. Обосновать актуальность введения компьютерной грамотности для детей в дошкольных учреждениях.
Задачи:
• Дать теоретическую информацию по теме занятия;
• Сформировать практические навыки работы с детьми, у которых наблюдаются изменения в эмоциональной и поведенческой сферах в следствии неправильного использования цифровых технологий в повседневной жизни;
• Обосновать актуальность введения компьютерной грамотности для детей в дошкольных учреждениях.

Целевая группа: практические психологи, методисты.

Оборудование: мультимедийная установка, конверты для упражнения «Письмо самому себе», подарочные коробки, конверты с номерами заданий, песочные часы, фишки с цифрами, мешочек для фишек с цифрами, корзинка для ответов, фишки красного и синего цвета, листы формата А4 с инструкциями для каждого задания.
Ход занятия.
І. Организационная часть.
1.1. Вступление.
1.2. Упражнение «Я – ёлочная игрушка!»
1.3. Упражнение «Письмо самому себе»

ІІ. Основная часть.
2.1. Информационное сообшение.
Рассматриваются понятия:
• цифровые технологии;
• цифровое оборудование.
2.2. Задание №1. (конверт №1). Определение положительных сторон влияния современных цифровых технологий на развитие ребенка.
Группа №1 – определит и запишет положительное влияние телевидения
Группа №2 – положительное влияние компьютерных игр.
Группа №3 – положительное влияние интернета.
(обобщенные варианты – в презентации)
Обсуждение.
2.3. Просмотр видео, обсуждение.
Просмотр видео №1. «Обратная сторона медали» интернета и компьютерных игр.
Ведущий. Из видео видно, что персонажи игр, интернета и телекомуникаций – для ребенка так же реальны как мы с вами.
Цитата из научно-популярной работы «Дети цифровой эры» - авторы Джон Палфи и Урс Гассер.
2.4. Задание №2. (Конверт №2). Определить опасности, которые таит в себе: телевидение, компьютерные игры, интернет (работа в группах).
(обобщенные варианты – в презентации)
Обсуждение.
2.5. Работа в группах.
Задание №3. (Конверт №3). Предлагается вспомнить какие новообразования возникают у детей в дошкольном возрасте (Периодизация Д.Б. Эльконина в разрезной таблице).
Задание: для группы №1 - новообразования в 0-1 года,
группы №2 – новообразования в 4 года,
группы №3 – новообразования в 5-6 лет.
(правильный вариант – в презентации)
Обсуждение.
2.6 Упражнение «Подарок».
2.7. Информационное сообщение. Актуальность проблемы.
Ведущий. Чтобы определить, насколько большое значение цифровые технологии имеют для детей дошкольного возраста, было проведено исследование с помощью вопросов, которые мы задавали детям:
- в какие игры ты играешь с родителями?
- чем ты любишь заниматься больше всего?
- если бы ты стал взрослым, как бы ты помогал своему ребенку в занятиях и играх?
В результате было определено, что большинство детей предпочитает игры за компьютером и просмотр телевизора вместо игр со сверстниками или родителями. Причем некоторые родители являются инициаторами всего этого. Это объясняется интенсивностью ритма современной жизни или просто незнанием особенностей воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Предлагаем просмотреть видео, в котором родители сообщают о пользе игр ребенка на компьютере.
Просмотр видео №2 – отец является инициатором игр ребенка за компьютером.
Обсуждение.
2.8.Задание №4. (Конверт №4). Задание: группа №1 – определить «+» и «-»
влияния цифровых технологий на интеллектуальное развитие ребенка, группа №2 – определить «+» и «-» влияния цифровых технологий на эмоциональное развитие ребенка, группа №3 – определить «+» и «-»
влияния цифровых технологий на физическое развитие ребенка.
Ведущий: перед вами находятся лист бумаги и фишки красного и синего цвета – красные фишки являются положительными сторонами влияния на одну из сфер ребенка, синие - отрицательными. Вам необходимо на листе записать положительные и отрицательные стороны влияния на определенную сферу развития ребенка и выбрать такое же количество фишек соответствующего цвета.
Фишки определенного цвета будут собраны в соответствующие корзинки. Подсчет ведется следующим образом: одна фишка – один балл.
Обсуждение – чего больше фишек «+» или фишек «-»?
2.9. Разработка алгоритма психологического сопровождения детей, у которых наблюдаются изменения в эмоциональной и поведенческой сферах в следствие неправильного использования цифровых технологий.
Просмотр видео №3 – поведение ребенка, у которого зависимость от компьютерных игр.
Обсуждение.
Мы предлагаем рассмотреть ситуации с похожим проявлением поведения с позиции психолога и составить алгоритм психологического сопровождения. Для этого мы объединимся с вами в 2 группы (распределение на группы с помощью фишек с цифрами на четные-нечетные).
Ситуации.
№1. Обращение воспитателя: «Дима (5,5 лет) был подвижным, активным ребенком. Но его поведение резко изменилось: он стал вялым, малоактивным. Часто сидит задумавшись в уголке, как-бы что то обдумывая, не обращая внимания на игры детей. На вопрос «Почему ты не играешь с детьми?» Дима отвечает: «Я обдумываю, что мне сделать с Шелком в компьютерной игре, когда приду домой».
Причина: компьютер, который появился не так давно в семье. Мальчику разрешили долго сидеть за ним и играть в разные игры. Ребенок, имея слабую психику, углубился в виртуальный мир, всё остальное перестало его интересовать.
Стратегия работы – согласно алгоритму психологического сопровождения.
№2. Обращение родителей: «Юля (5 лет 8 месяцев) стала неуравновешенной, плаксивой, со вспышками агрессии относительно окружающих. Дома она очень любит сидеть за компьютером и играть в разные игры. Оторвать её от монитора очень сложно, начинается истерика..»
Причина: известно, что сидя за компьютером, играя в разные виды игр бесконтрольно, ребенок накапливает много негативных эмоций. А такие эмоции привели к повышенному уровню тревожности, которая возникает из чувства неуверенности, неудовлетворенности в реальной жизни. Уровень агрессии возрастает в зависимости от длительности пребывания за компьютером.
Стратегия работы – согласно алгоритму психологического сопровождения.
2.10.Задание №5 (Конверт №5). Рекомендации.
Работа в группах. Обсуждение.
(обобщающие варианты – в презентации).
Просмотр видео №3: борьба с зависимостью от компьютерных игр в США.
2.11. Выступление методиста ДОУ №3 «Дюймовочка» - Куцко Н.С. «Актуальность введения компьютерной грамотности для детей в дошкольных учреждениях».
Обсуждение.
2.12. Информационное сообщение.
Ведущий. Как говорится в буддийской пословице: «Вещи не плохие и не хорошие – они просто есть». Из этого можно сделать вывод: не бывает «плохих» или «хороших» компьютеров или телевизоров, есть наше правильное или неправильное отношение. Мы можем их использовать на благо, а можем и во вред как себе так и близким.
ІІІ.Заключительная часть.
Упражнение «Письмо самому себе» часть ІІ.
Конверты вскрываются, участники комментируют (по желанию) свои ожидания и затем озвучивают насколько они оправдались.

Автор: 

Матяш Олена Євгенівна

Голосування

Які матеріали Ви шукаєте?:

Останні коментарі