Користувацький вхід

Развитие полифонического мышления.

Зареєструйтесь,
щоб мати можливість переглядати всі сторінки та файли,
публікувати власні матеріали, отримувати сертифікати.


0

Новое время ставит новые задачи как перед художником, так и перед педагогом, который воспитывает художника. Цель педагога двоякая: воспитать художника, способного решать творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь, и помочь юному человеку сориентироваться в сложностях современного мира, увидеть его неоднозначность, научить уважать разные точки зрения, как непременные составляющие процесса жизни. Это двунаправленная деятельность, одна сторона которой не может существовать без другой. Творческий процесс дает возможность пережить и ощутить глубинные основы жизни. То есть подготовка художника должна включать в себя и внутреннее развитие маленького человека.

Мы не ставим сейчас цели анализировать проблемы развития музыкальной светоживописи как художественного направления. Считаем целесообразным сосредоточиться на особенностях учебного процесса студии светоживописи в плане формирования творческой личности светохудожника.

Студия светоживописи работает в жанре аудиовизуальных искусств. И в связи с синтетичностью направления вынуждена решать проблемы многоплановости, структурной сложности, объединяя разные составляющие в единую целостную систему художественного произведения.

Именно в связи с многоплановостью художественного процесса и окончательного результата педагогами студии светоживописи особенно четко осознается необходимость формирования творческой личности, а не только развитие исполнительского мастерства. Так как для создания и исполнения светоживописной композиции необходимо не только точно реагировать на музыкальные изменения, иметь чувство ритма и музыкальную память, но (и это прежде всего), всегда иметь в виду целостный художественный замысел, основную цель произведения, реализация которой зависит от взаимодействия многих составляющих. Без умения видеть эти составляющие, а главное, без внутренней возможности понять идею произведения, ощутить ее, быть не только исполнителем, а и соавтором, творцом, качественное исполнение светоживописных композиций невозможно. Такую творческую работу можно сравнить с работой театрального или кино- режиссера. Это требует от юного художника умения мыслить образами, ощущать всю сложность художественной ситуации, предложенной автором, воображать варианты развития внутреннего конфликта светоживописной композиции, быть дирижером появления того ли иного «персонажа» аудиовизуального спектакля, то есть той или иной светоживописной формы. И это еще далеко не все, что требует внимания юного светохудожника.

Исполнитель светоживописной композиции должен:

  • понимать и ощущать основную идею произведения;
  • видеть, из каких составляющих «собирается» художественная ситуация данной композиции;
  • ориентируясь на замысел автора выстраивать взаимодействие всех составляющих аудиовизуального произведения, отводя каждому из «голосов» этого, «хора» его место и роль для достижения основной цели произведения.

Задача сложная даже для взрослого художника. Понятно, что все удается не сразу. Ориентируясь на опыт работы студии, можно назвать некоторые средства, с помощью вырабатывается навык работы режиссера светоживописной композиции. Все учебные проблемы можно распределить по таким направлениям:

  • Развитие целостного мировосприятия;
  • Преподавание базовых дисциплин;

Эти направления связаны между собой и выделяются лишь теоретически, но никак не в самом процессе обучения. В связи с этим некоторые приемы могут повторяться в разных заданиях. Мы не имеем возможности в границах данной статьи перечислить все упражнения и методические приемы. Примеры, которые будут приводиться далее - это именно примеры, варианты разнообразных упражнений и задач, которые помогают детям усваивать довольно сложный учебный материал.

Преподавание базовых дисциплин.

Учебная программа студии светоживописи включает в себя:
1) преподавание дисциплин, видовые особенности которых есть составляющими искусства светоживописи (базовые дисциплины);
2) обучение созданию и исполнению светоживописных
композиций.

Базовые дисциплины это:

  • живопись;
  • основы хореографии;
  • основы режиссуры и актерского мастерства;
  • основы музыковедения;
  • история искусств.

Невозможно охватить такой большой объем информации в довольно небольшом количестве учебного времени. Для решения проблемы используется поиск ассоциативной взаимосвязи разных видов искусств и их общей основы. Проводятся такие занятия:

1. Рисуем музыку. На занятиях по живописи и рисунку предлагается отобразить средствами живописи музыкальное произведение. Музыкальный материал подбирается руководителем в соответствии с возрастом учеников и «пригодностью» музыки для рисования (некоторые музыкальные направления и стили менее пригодны для живописного изображения ). После прослушивания музыкального произведения дети анализируют характер музыки, ее мелодический рисунок, уровень регистрового звучания, характер звучания разных музыкальных инструментов. Обсуждается драматургия музыкального произведения, впечатления, ассоциации. И все это предлагается отобразить живописными средствами. В процессе выполнения задачи дети учатся воспринимать сложные формы классической музыки, делать максимально выразительным эмоциональное звучание живописного изображения, выстаивать живописную композицию как систему связанных между собою ритмических форм и др.

2. Танцуем рисунок. На занятиях по хореографии предлагается создать пластическую композицию по схеме орнаментального рисунка (орнаменты дети создают самостоятельно на предыдущих занятиях по рисунку). Для младшей группы робота начинается с обсуждения орнамента: характер линий и форм, количество элементов, общее впечатление и др. Обсуждается схема орнамента. Далее детям предлагается взять на себя исполнение роли отдельных частей орнамента — цветов, геометрических фигур, цветных форм — передать их характер в движениях. Последовательность действий зависит от сценария танца, который педагог обсуждает вместе с детьми. Для учеников старшей группы проводится беседа о единстве композиционной структуры танца и орнамента и предлагается выстроить сценарий танца самостоятельно, учитывая эмоциональное впечатление от орнамента и характер его частей.

3. Сценарии на музыкальные темы. На занятиях «Основы театрального мастерства» детям предлагается создать небольшой рассказ или сценарий, взяв за основу эмоциональное впечатление и драматургию избранного музыкального произведения. Характер текста - рассказ или сценарий - часто зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сначала под руководством преподавателя проходит обсуждение общих особенностей музыкального произведения (например, после прослушивания пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» дети пришли к выводу, что музыка «страшная, но веселая"). Далее приводятся примеры ситуаций похожего эмоционального состояния. Учитывая структуру музыкального произведения дети пишут рассказ: "Что там происходит?"

Теперь переходим к направлению:

«Формирование целостного мышления"

1. Упражнения на развитие умения воспринимать разные виды информации:

  • «Кто последний почувствует». Проводится как тренировка на любых видах занятий. Детям предлагается прислушиваться к разным видам звуков, которые можно услышать в данном месте (комнате, улице, парке и др.). Уловив определенный звук, ребенок называет его. Побеждает тот, кто последним назовет звук. Дети учатся внимательнее воспринимать слуховую информацию, обращать внимание на разнообразие окружающего мира, учатся концентрировать внимание, работать сосредоточенно.
  • «Музыкальное оформление». Проводится как тренировка на всех видах занятий. Детям предлагается подобрать музыкальный ряд к стихам, живописному изображению, скульптурной композиции, икебане, жизненной ситуации и др., Музыкальный ряд может восприниматься как дополнение, или как своеобразный «перевод» на язык другого вида искусства, или как выражение эмоционального впечатления и т.п.. Дети учатся высказывать свои впечатления в образной форме, анализировать жизненные ситуации, обращая внимание на единство эмоционального влияния от разных сторон жизни, объединяя свой жизненный опыт в единое целое.
  • Распределение светопроекционных партий в светоживописной композиции. Это - часть творческой задачи на занятиях по созданию и исполнению светоживописных композиций. Музыкальное произведение для работы подбирается педагогом и анализируется вместе с детьми. Выясняется общий характер музыки, ее структура, обсуждается возможная тема светопроекционной картины. Ориентируясь на эту тему, руководителем или учениками подбирается ряд светопроекционных форм. Основная задача: распределить «роли» в светоживописной композиции между разными составляющими музыкального произведения. Это могут быть или звучание разных музыкальных инструментов, или изменение мелодического рисунка и регистрового звучания. Цель работы — перевести слуховые впечатления в зрительные, проанализировать их образное содержание, выразить музыкальный конфликт средствами динамических светопроекционных форм.

2. Упражнения на умение проявлять и анализировать разные точки зрения.

  • Пластические миниатюры на музыкальные темы. Упражнение проводится как тренировка на занятиях по актерскому мастерству. Музыкальное произведение предлагается как основа для сценической миниатюры. Обязательное условие — не использовать речь и предметы. Сценическое действие реализуется только средствами движений под музыку. Группа учеников делится на две — три подгруппы, которые выполняют задачи, используя один музыкальный материал. Обсуждение сценария и средств его реализации происходит в границах подгруппы. На выполнение задачи устанавливается определенное время. По окончании работы каждая подгруппа демонстрирует свой вариант, не комментируя его. Задача для других подгрупп - угадать содержание пластической миниатюры. Показав все варианты дети обсуждают увиденное, анализируя разные точки зрения на те же самые музыкальные впечатления, выделяют технически удачные моменты, указывают, насколько удалось выразить основную мысль миниатюры и передать характер музыкального произведения.
  • Действие в заданных обстоятельствах. Проводится как тренировка на занятиях по актерскому мастерству. От предыдущей задачи отличается тем, что выполняется всей группой. Преподаватель предлагает музыкальное произведение для работы. Группе предлагается создать сценическую миниатюру на основе анализа музыкальных впечатлений. В процессе выполнения дети высказывают разные точки зрения на то, как можно действовать в выстроенной ситуации. Часто участники предлагают альтернативные варианты, которые можно соединить в единую сценическую форму.

3. Упражнения на ощущение взаимосвязи разных видов искусств.

  • Воплощение одной и той же темы в разном материале (хореография, рисунок, предметные композиции). Проводится как тренировка на занятиях по изобразительному искусству, актерскому мастерству и хореографии. Заданная руководителем или предложенная учениками тема обсуждается группой. Ученикам предлагается воплотить эту тему и в виде хореографической миниатюры, и в виде живописного или графического изображения, и в виде предметной композиции. Можно сравнить разные варианты. Например, изваять из пластилина маленькую скульптурную композицию, написать небольшое произведение, разыграть сценку из разряда «живые предметы». Необходимое условие — чтобы основной акцент делался именно на воплощении темы наиболее удачным для этого материала образом. Стараться не допускать перехода одной и той же идеи в различные средства (напр. хореографическая композиция «Танцуют звери» — рисунок «Танцуют звери» и др.). Чтобы не допускать этого, выполнение задания можно разделить на несколько занятий. По окончании работы необходимо провести обсуждение, комментируя удачные решения и объясняя, почему разные образы нужны для реализации той же самой темы с помощью средств разных видов искусств.
  • Работа с абстрактными формами. Проводится на всех видах занятий. Абстрагируясь от сюжета, конкретных жизненных ситуаций, словесного оформления мысли, ученикам предлагается воплотить в любом материале заданную преподавателем или избранную самостоятельно тему. Легче всего это удается на занятиях «Рисуем музыку». Невербальная художественная форма (музыка) легко и естественно изображается детьми в виде абстрактных цветовых форм. Таким образом, легче сосредоточить внимание ребенка на проблемах эмоционального впечатления от художественного изображения, его колористически-композиционного решения. Создание светоживописной композиции имеет много общего со созданием живописного изображения, но абстрактные светопроекционные формы дети воспринимают более естественно как живых персонажей маленького музыкального спектакля. Условно можно обозначить некоторые формы театральных и хореографических этюдов как абстрактные. Например, пластическая миниатюра «Лунный свет» может выглядеть как сюжетное действие в обстоятельствах летней ночи, а может - как выражение через движение внутреннего состояния, которое ассоциируется с ощущением лунного света. После таких упражнений мы можем отметить значительно более легкое восприятие детьми материала по теме «Художественный образ». Преподаватель обращает внимание на «неинформационность» произведений искусства. На примере работы с абстрактными образами можно дать понять возможность несюжетного развития художественного события, а также общие психологические основы разных видов искусств.

Ориентация на родственность разных видов искусств — это основа преподавания всех предметов студии светоживописи. Детям легче понять проблему, например, ритмической структуры живописного произведения, если материал дополняется примерами ритмов в музыке, сценических и хореографических композициях, объяснениями относительно роли ритмов в жизни. Делая такие акценты в преподавании мы одновременно и облегчаем задачу учеников в усвоении большого объема материала, и даем возможность ощутить, как разные виды искусств могут «разговаривать на одном языке» иметь возможность диалога, составлять своеобразный хор, в котором каждый из голосов имеет равные права на существование, имеет свою цель, и все они сосуществуют в гармоническом художественном пространстве.

Все эти упражнения и творческие задачи тренируют умение ребенка внимательно наблюдать, анализировать свои наблюдения, проявлять их в виде художественных произведений. Эстетично привлекательные формы, созданные учениками — не самоцель, а способ высказывать художественную мысль. Сложность структуры аудиовизуальных и театральных форм требует целостного мировосприятия и умение передать эту целостность в художественном произведении.

Автор: 

Крюковская Наталия Валериевна.
Художественный руководитель образцового художественного коллектива "Театр музыкальной светоживописи".
КУ "Харьковский областной Дворец детского и юношеского творчества"

Голосування

Які матеріали Ви шукаєте?:

Останні коментарі