Користувацький вхід

Кто такой Плюшкин?

Зареєструйтесь,
щоб мати можливість переглядати всі сторінки та файли,
публікувати власні матеріали, отримувати сертифікати.


1

Урок литературы в 10 классе
Плюшкин - не мертвее, а живее других, так ли это?

Цели урока:
Обучающие: продолжить формирование умения анализа эпического произведения ,создать условия для понимания сущности гоголевского героя Плюшкина .
Развивающие: формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать и формулировать выводы;
развивать речевую активность и самостоятельность;
продолжить работу над умением переноса знаний в новые ситуации;
содействовать формированию положительной мотивации к чтению.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за «дорогу», которую он выбирает, чувство стремления к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.
Тип урока: урок-исследование
Методические приёмы: групповая работа учащихся с текстом, беседа по тексту с элементами исследовательской работы
Использование ИКТ: презентация к уроку по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Оборудование: Портрет Н. В. Гоголя, фрагмент из фильма – спектакля «Мертвые души» «Чичиков у Плюшкина», мультимедиапроектор, С.И. Ожегов «Словарь русского языка».
ХОД УРОКА
І. Постановка проблемы. Целеполагание.
Вступительное слово учителя с элементами беседы (слайд 3)
- Мошенник. Такой скряга, какого вообразить трудно.
В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.
(Собакевич)
- А, заплатанной, заплатанной! – вскрикнул мужик.
И сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве…
(Н.В.Гоголь)
О ком говорится?(слайд 4)
О Гоголе много говорят, спорят, в том числе о герое поэмы “Мёртвые души” Плюшкине.
«Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». (А. Вронский)
«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». (Ю. Манн)(слайд 5)
- Как вы поняли эти высказывания?
- В чем их противоречие?
- Так каким же все-таки является Плюшкин, как нам относиться к нему? Обратимся за помощью к автору.
Плюшкин? Логичнее было бы ему быть Сухаревым или Горбушкиным, Корочкиным или Крошкиным…Фамилия Плюшкин восходит к древнему глаголу «плющити», то есть посредством давления или ударов делать плоским, как положено и по технологии изготовления плюшек. Жизнь раздавила? Или это знак того, как постепенно зачерствела его душа и окаменело сердце?
Еще известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков говорил: «…Нельзя понять «Мертвые души» с первого раза» Так давайте же еще раз перечитаем шестую главу поэмы, пройдя по пути, предложенному нам автором.
По ходу рассуждения вы записываете выводы, к которым мы придем вместе.
II. Работа по теме
Подготовка к анализу главы:
1. Слово учителя
Чичикову хотелось заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, “люди умирают, как мухи”.
И тут Гоголь начинает выигрывать время. Он оттягивает встречу с Плюшкиным взрывом лирических отступлений. ( слайд 6) Что это за отступления и зачем они здесь?

2. Чтение и анализ лирического отступления в начале шестой главы по данным вопросам (слайд 7)
• Каким тоном написано?
• Какое настроение преобладает?
• Какие смыслы несет в себе первая фраза?
• Выпишите ключевые слова из лирического отступления. На какие группы их можно разделить? (Слайд № 8)
• Какова главная тема этого отступления?
• Чем отличается это отступление от других, уже знакомых вам? (Впервые
в тексте поэмы появляется авторское Я, о чем свидетельствует лексический повтор: мне, меня, мой …)
3.Слово учителя
Возьмем в союзники главного героя этого лирического отступления – юный ум-взгляд, постигающий окружающий мир и пытающийся определить возможности объекта в этом мире, – и последуем за почему-то медлящим Гоголем на нашу вторую встречу с Плюшкиным, чтобы понять, кем же он был на самом деле.
Исследование текста шестой главы:
4.Слово учителя
Не смешно Гоголю, когда он видит нищету и убогость русских деревень. Всё опошлилось, не на чем взор остановить. Гоголь очень переживает по этому поводу. Перед встречей с Плюшкиным эти отступления как нельзя кстати. Неужели и в молодости Плюшкин был таким? Неужели он ни о чём не мечтал? Всё вы узнаете из предыстории героя.
Есть, есть у нашего народа меткие словечки, среди них очень интересная пословица: «Каков поп, таков и приход».
Так давайте же посмотрим на «приход» Плюшкина, чтобы понять, что он за «поп».
5. Работа с текстом
ГРУППА № 1
1.Наблюдения по тексту (описание владений героя)
• Как характеризует хозяина то, что село обширное, с бревенчатой мостовой,
украшенными перилами и балкончиками домами?
• У кого из помещиков тоже есть церковь? Как наличие не просто
церкви, даже двух, деревянной и каменной, характеризует владельца?
• Какую информацию может нести в себе тот факт, что все это ветхое,
покосившееся, почерневшее?
• Какие художественные средства использует Гоголь для усиления
впечатления, производимого домом?
Какое числительное повторяется при описании дома? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим?
Вывод
(слайд 9 )Найти соответствие
Что увидел Чичиков Состояние владений
Обширное село со множеством изб и улиц Какая-то особенная ветхость…на всех деревенских строениях
Бревенчатая мостовая Бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз
Дома с балкончиками под крышами и перилами …покосились и почернели
Две сельские церкви, одна возле другой, опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами … испятнанная, истрескавшаяся
Господский дом Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…
ГРУППА № 2
1. Анализ пейзажа: описание сада. (слайд 10)
• Чтение описания подготовленным учеником.
• Зачем нужен пейзаж Гоголю? Может быть, это дань традиции? У кого
из литераторов вы еще читали о таком саде?
Подробно или бегло описан сад?
Можно ли, проезжая в бричке, так рассмотреть все: и березу, и хмель, и бузину, и рябину, и орешник, и иву, и чапыжник, и клен, и осины?
Что же привлекает наше внимание прежде всего?
Что случилось с березой?
Какое настроение вызывает Гоголь у читателя описанием сад?
Вывод
6.Слово учителя (слайд 11 )
И сам факт появления такого пейзажа в таком месте также не может быть отнесен к случайностям: т а к о м у саду персонаж-маска, персонаж-карикатура, наконец, персонаж комический, иронический, сатирический не могут быть под стать, и, однако, сад и его хозяин, несомненно, соотнесены друг с другом, и если мы в технике этого соотнесения замечаем изъяны и непоследовательности, то они должны быть поставлены в графу авторских просчетов: он не сумел до конца выдержать ровность «тона», как бы вдруг чего-то убоявшись и передумав. В.Н.Топоров
2.Описание двора Плюшкина: наблюдения по тексту.
-Есть ли в этом эпизоде ключевые слова теперь - прежде, появившиеся в лирическом отступлении? В чем вам видится связь с описанием сада?
7.Слово учителя
Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.
-Каким перед нами предстаёт Плюшкин? (слайд 12)
ГРУППА № 3
1.Описание сеней: творческий практикум «В мастерской художника».
• Какие художественные средства помогают Гоголю поддерживать
определенное настроение у читателя?
Есть ли какой источник света в этой темноте и холоде?
Описание комнаты: наблюдения по тексту
2.Чтение отрывка (со слов «Отворивши эту дверь, он наконец очутился в
свету…» до «…никак бы нельзя было сказать, чтоб в комнате сей обитало живое существо…»)
• Перечислите предметы, находящиеся в комнате.
• Что объединяет эти вещи? Избыточность? Ненужность? Нарушенность,
ущербность?
Попробуйте мысленно освободить комнату от ненужных, ущербных вещей. Что останется?
Вывод (слайд 13)
8.Слово учителя
Радости юности и горести второго– все выпало на долю Плюшкина, с которым, наконец-то, решает Гоголь познакомить не только Чичикова, но и нас, читателей. Согласитесь, теперь мы смотрим на героя более внимательно, самые противоположные чувства испытываем мы к нему: от недоумения, активного неприятия до…сочувствия.
– Ребята, в чём же все-таки странность этого скупого?
ГРУППА № 1
2. Портрет как средство раскрытия внутреннего мира героя: (слайд 14)
• Лицо ( ,,,не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков…)
• Глаза (…маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко
вросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун-мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух) – насторожен, смотрит, нет ли опасности. Почему? Пуганая ворона куста боится?
• Одежда (…гораздо замечательнее был наряд его…) – почему он так
плохо одет? Предложите свои версии.
Вывод: Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.
РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
А что такое “прореха”?
В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова это слово толкуется как:
1. Дыра в одежде или ином предмете из ткани.
2. (переносный смысл) – недостаток, упущение.
Скажем, Ноздрев вызывающ, заметен, он “видный”. А Плюшкин, по мысли Гоголя, уже выпал из человеческого общежития, раздружился с соседями, вздорит с крестьянами и морит их голодом, отвернулся от родных детей, стал “прорехой”, то есть опустился ниже уровня человечности.

Так кем же все-таки был Плюшкин? У него есть предыстория, а у других помещиков нет. Гоголь рассказывает о том, почему Плюшкин стал таким.
ГРУППА № 2
Художественное чтение предыстории героя (со слов «А ведь было время… до …с тем и уехала Александра Степановна»)
Итак, таким был Плюшкин прежде. Каким же?
- Каким хозяином? - Каким соседом?
- Каким мужем?
- Каким отцом? (слайд 15) Каким он стал теперь?
Опять прежде и теперь! А что же между ними?
• Смерть жены.
• Побег Александры Степановны
- Вам эта ситуация ничего не напоминает? («Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Только преследовать, искать не стал. Может быть, потому, что изменить ничего нельзя: обвенчалась, а Плюшкин – человек верующий? И не спился, в отличие от Самсона Вырина, а продолжал жить, только заметна стала «сверкнувшая в волосах седина». Гоголь уверяет, что от скупости. Согласны?)
• Поступок сына
• Смерть второй дочери.
Не каждый выдержит столько всего, произошедшего за короткое время. Он выдержал, но превратился, скажет Гоголь, в «изношенную развалину»… (слайд 16)
Зачем нужна предыстория героя?
ГРУППА № 3
Плюшкин и дворня: беседа по тексту.
• Диалоги с Прошкой и Маврой.
- Боятся ли они бранящегося последними словами барина?
- Зачем же нужны эти разговоры Плюшкину? Как и подобает
помещику, учит своих крестьян жить по Божьим законам, один из которых «Не укради»? А может, просто, чтобы поговорить…хоть с кем-нибудь?)
• Список крестьян
• Где Плюшкин «наелся препорядочно щей с кашею» после отъезда
Чичикова?
9.Обобщающее слово учителя с элементами беседы «Плюшкин и Чичиков»
Итак, наши герои наконец-то (автор явно не торопился, да?) наедине и начинают
беседу по известному нам вопросу. .
10. Просмотр фрагмента фильма «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ)
Начинают и выигрывают оба: Чичиков доволен тем, что практически без труда и лишних объяснений приобрел столько мертвых душ; Плюшкин тем, что гость отказывается от угощения и берет на себя расходы по совершению купчей).
Поведение героя вообще обнаруживает черты воспитанного человека, не забывшего, что такое вежливость и деликатность: это и «Прошу покорнейше садиться!; и распоряжение Мавре подать чай и к нему сухарь из кулича; и «неразумные» движения души навстречу другому (рюмочка ликерчика, чаек своими суффиксами воспроизводят обстановку благожелательности, некоего намека на душевность).
Так что сказать: «Плюшкин есть Плюшкин» и поставить точку, пожалуй, рано.
Автор не позволяет нам этого сделать: вольно или невольно он всеми доступными ему средствами показывает, что перед нами человек (по той или иной причине) надевший на себя маску. И эта маска то и дело с него соскальзывает! В нем по-прежнему борются прежде и теперь и добавляется еще явное несоответствие между внешним и внутренним, между тем, что есть и что могло бы быть при более благосклонной к нему судьбе.
Какие художественные средства, используемые Гоголем в этом эпизоде, помогают нам, читателям, это увидеть?
- Речь героя: в ней то слова «бают», «поди-тка», то «соболезнования», «сребролюбие». Хочет казаться одним, а на самом деле другой? Может быть, его речь на удивление яркая, она по-настоящему «интеллигентна», серьезна, толкова, лишена штампов, в нужных случаях готова «опроститься», обнаружить свои эмоционально-выразительные, даже просторечные задатки; в ней немало остроумного, меткого, даже обнаруживающего тонкую наблюдательность.
- Психологический анализ (Очень интересен с этой точки зрения ход мыслей Плюшкина о том, как он может «возблагодарить» Чичикова - он оставит ему часы после смерти, «в духовной, чтобы вспоминал…»). Оказывается, есть у Плюшкина еще этот мир чистых мечтаний, где он добр, благодарен, предупредителен, заботлив, даже сентиментален, где о другом он может помыслить так, как не мыслит даже о себе самом? А если человек небезразличен к тому, будет ли кто-нибудь о нем помнить по смерти, он определенно не отрезает себя от людей, от жизни, от человеческого. И это — по меньшей мере…
И хотя очень ярко и красочно через сравнение с утопающим, которого невозможно спасти, Гоголь скажет, что это проявление чувства последнее, в это не хочется верить.
11. Заключительное слово учителя
О чём думал Плюшкин в долгие зимние вечера, среди кучи вещей, ненужных всё же ему вещей? Кто задумался над этим? Мало кто думает о старости, мало кто её уважает. Об этом говорит Гоголь в своей поэме: “Нынешний пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости… Забирайте с собою всё человеческое движение, не оставляйте на дороге, не подымете потом… Грозна, страшна грядущая старость”. (слайд 19)
Какой же способ спасения души " предлагается " Плюшкиным? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея " мертвых душ " - идея духовного воскресения падшего человека, " воскресение " , оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: " Да благословит вас бог! " Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что подымать надо не вещи, а душу.
На одной стороне выступают сам автор, критики, исследователи, читатели, на другой – бедный, одинокий Плюшкин. Плюшкин остался один, сторожем, хранителем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости. Человеческие чувства мелели (наверное, не были столь глубоки и ранее). Состоялось обмеление человеческого в Плюшкине. Есть у нас основания судить его?
12. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна
- Чью точку зрения вы разделяете?
- Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу?
13. Самостоятельная письменная работа
Тестирование (Приложение)
III. Подведение итогов
Что было интересным и почему? Самооценка моей работы
IV. Домашнее задание: – Написать сочинение “Мой спор с воображаемым противником”. Можно поспорить с любым героем поэмы, используя эпистолярный жанр, эссе и др

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Тестирование по 6 главе («Чичиков у Плюшкина»)
1.Глава 6 открывается лирическим отступлением о:
А) красоте русского языка; Б). о путешествиях; В). о жадности;
Г) о здоровом образе жизни.
2. За кого вначале Чичиков принимает Плюшкина?
А). за ключницу; Б) за крестьянина; В). за священника; Г). за каторжника.
3. О ком говорится:
«Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты»?
А) о Манилове; Б) о Павле Ивановиче; В) о Плюшкине; Г). О Собакевиче.
4. Назовите имя Плюшкина:
А). Богдан; Б). Селифан; В). Степан; Г). Павел.
5. Когда-то у Плюшкина была семья:
А)жена, две дочери и сын; Б). жена, два сына, дочь; В). жена, сын и дочь.
6.Вставьте пропущенные слова:
У Плюшкина было______________ детей.
А) двое; Б) семеро; В). трое; Г). четверо.
7. Как звали служанку Плюшкина?
А). Марфа; Б). Мавра; В). Матрена; Г). Матильда.
8. Сколько лет было Плюшкину?
А)четвертый десяток; Б). седьмой десяток; В). пятый десяток.
9. Вставьте пропущенные слова: «..маленькие глазки [у Плюшкина] еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как____________».
А). Блохи; Б). зайцы; В). тараканы; Г). мыши.
10. Узнав о цели визита Чичикова, Плюшкин:
А). возмущается;
Б). преисполняется радости, поскольку Чичиков обещает заплатить за мертвые души;
В). отказывается, так как боится божьей кары;
11. Чем Плюшкин хотел угостить Чичикова?
А). Чаем с сухарем; Б) лепёшкой с бараньим боком; В) блинами.
12. Сколько мертвых душ насчитал Плюшкин со дня последней ревизии?
А). 80; Б) 120; В). 200; Г). 50.
13. Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?
А). мертвые души; Б). часы; В). беглых крестьян; Г). сухарь.
14. Куда поехал Чичиков, распрощавшись с Плюшкиным?
А). В гостиницу; Б) к Собакевичу; В). к Ноздрёву; Г). к губернатору.

Автор: 

Димитриева Инна Андреевна
учитель русского языка и литературы
Ларжанской общеобразовательной школы

Голосування

Які матеріали Ви шукаєте?:

Останні коментарі