Пулiна Галина Олександрiвна
Вчитель зарубiжної лiтератури
Дніпропетровський міський юридичний ліцей
Задумывались ли вы над вопросом, почему наши дети не любят писать сочинения?
Ведь они так активны в классе, так стремятся высказать свое мнение, определить свое отношение к проблемам, которые поднимаются на уроках. Почему же их мысль парализуется при виде чистого листа бумаги? Неужели только потому, что устная практика у детей (и это естественно) гораздо богаче письменной? И в этом причина?
Долго я думала над этим вопросом. За спиной много лет работы, есть уже определенные достижения в своем деле, а вот сочинения так и не научила писать с удовольствием. Разве что в каждом классе найдется пара-тройка человек, которые считают, что сочинение для них – отдушина, возможность высказать себя.
И тогда, недовольная собой, стала анализировать: а что, собственно, есть сочинение? Слово происходит от глагола «сочинять». По-украински сочинение – «твір». Следовательно, эта работа творческая. Но вся беда в том, что сочинение творческой работой не является.
Как нас учили и как мы учим писать сочинения?
«Дети, – говорим мы, – помните, что перед тем, как вы приступите к работе над главной частью, у вас должно появиться вступление. Оно обычно занимает 1/5 (честно говоря, точно не помню, сколько) от общего объема вашей будущей работы. Затем, развернув свои мысли в главной части, вы переходите к заключению, которое должно составлять… (опять не помню сколько) от объема сочинения. В заключении вы должны суммировать все то, о чем вы писали в работе».
И дети, поникшие, приступают не к творчеству, а к принудительному высказыванию своих (а чаще всего чужих) мыслей. И думает такой ребенок: а Льву Толстому тоже нужно было непременно писать вступительную часть к произведению? А Достоевский заключение также считал обязательным? Или иначе читатели не могли бы догадаться, о чем, собственно, произведение? Почему им можно сочинять, творить, а мне нельзя? А если я не сделаю выводов после сочинения, учительница так и не поймет, что я хотел сказать?
Наверное, Достоевский и Толстой потому и творили, что их не заставляли писать как должно. Что же мы делаем с детьми?
Давайте признаемся: нам нужно не сочинение, а учебная работа, никакого отношения к творчеству не имеющая.
На мой взгляд, вот такая заданность, ограничение полета мысли – первое условие детской неприязни к чистому листу из тетради для творческих работ (а название тетради – как будто бы в насмешку дано!).
Второе условие. Мы требуем от детей искренности при написании сочинений. Вдумайтесь в слова: требуем искренности. Мы требуем, чтобы нам доверяли, чтобы перед нами обнажали душу. Правомерно ли? Сомневаюсь.
«А вдруг мое мнение не совпадет с учительским и мне выставят низкий балл? Кому тогда нужна моя искренность? Я же из-за нее и пострадаю. А тот, кто напишет обтекаемое сочиненьице, может быть спокоен. К нему не придерешься», – просчитывает рациональное дитя.
Следовательно, своим требованием писать искренне мы вырабатываем в учениках лицемерие. Хорошо, если нам доверяют и тогда пишут то, что думают. А если нет? Вы что, для всех любимый учитель? Тогда о какой откровенности может идти речь? Ученик ради баллов будет готов с вами согласиться, даже если думает иначе. (Конечно, бывают и другие случаи. Я их допускаю.)
И, в-третьих. Написал-таки ученик работу, может быть, даже и искреннюю. А для кого? Для чего? Чтобы вы «прострелили» эту тетрадь в нескольких местах красной пастой и навеки похоронили ее в тумбочке или в учительском столе? Для кого же тогда раскрывалась душа ученика, к кому обращалась за советом, с кем делилась сокровенным? Признайтесь, что вы не часто оставляете учеников для душевной беседы из-за написанного им в учебной тетради. Значит, все, чем горела душа ученика, будет всего лишь оценено баллом и зафиксировано в журнале?
И снова ученик задает себе вопрос: так стоит ли сочинять? Кто нуждается в моем творчестве? Кому нужно мое мнение? Стоило ли стараться?
Понимаю, что сгустила краски. Не все, может быть, так печально, как представлено здесь. И все-таки… Неудовлетворенность учительская остается. Сочинение ведь должно стать средством самовыражения и высшей формой ученической самостоятельности! А что мы имеем на самом деле?
Много лет раздумывая над этой проблемой, пришла к выводу, что нужно сделать так, чтобы сочинение было способом общения. Тогда у работы будет конкретный адрес и привлекательная цель. Работа поможет ученику раскрыть себя и узнать других. Сочинение такого рода потребует иметь собственные сужденья, научит интеллектуальной самостоятельности. А главное, заставит ученика поверить в себя, познать свою неповторимость, почувствовать свою значимость как личности. Как же этого можно добиться в реальной школьной повседневности?
Через проблеми на сайті авторство деяких матеріалів втрачено. Якщо це Ваш матеріал, залиште коментар нижче, для виправлення помилки. Вибачте.
Абсолютно и полностью согласен с автором этой статьи. Как молодой преподаватель, я ещё сам не полностью забыл, как только было не по себе от того, что твой "полет мысли и души" запечатывают в оценку, при том не всегда достойную, и, наплевав на то, что ты на самом деле хотел выразить и донести, шаблонируют твою работу "правильным мнением", указывают на "ошибки".